Мастер-класс X Московской международной арт-терапевтической конференции: «Арт-терапия в современном мире: в образовании, медицине, бизнесе и социальной сфере»
Мастер-класс на основе авторской методики:
Ведущая: Клименко Елена Леонтьевна, семейный и детский психолог, песочный терапевт, эмоционально-образный терапевт, специалист по интегративной кинесиологии.
Цель мастер-класса: исследование родительских программных посланий (директив) и возможность дать себе разрешения взамен запретов и принять новые решения.
Задачи:
- получение представления о запретах и принимаемых на их основе решениях
- освоение приемов, направленных на избавление от внутренних запретов (можно использовать для работы с собой и с клиентами)
В самом раннем возрасте родители вербально и невербально передают ребенку набор «посланий» (запретов, приказаний, разрешений), на основании которых ребенок делает выводы о самом себе, о других людях и мире в целом.
Решения, которые ребенок принимает в ответ на эти послания, служат основной составляющей жизненного сценария человека. Эти решения, как и сам сценарий, во взрослой жизни нами не осознается. И чтобы «подогнать» реальность под сценарий, мы что-то преувеличиваем, что-то преуменьшаем или вовсе игнорируем какие-то сигналы реального мира.
Мы используем наши программные послания большей частью в конструктивном, положительном ключе, облегчая с их помощью себе жизнь и благополучно вписываясь в общество. Но существуют и негативно влияющие на нас программы.
От каждого негативного послания (запрета), есть «противоядие»: разрешение или дозволение. Некоторые из них мы получили в детстве от родителей. Если нет – мы можем дать их себе сами.
На мастер-классе участники при помощи метафоры выращивания растения получат опыт исследования родительских программных посланий (директив) и возможность дать себе разрешения взамен запретов и принять «вырастить» новые решения.
Инструменты:
- Кинетический («живой») песок
- Метафорические карты
- Арт-материалы (бумага, пластилин, карандаши и т. д.)