Звоните с 9:00 до 20:00. т.: +7 965 156-85-05

Портал психологических услуг

   Подписаться на рассылку









Вход для клиентов

логин:
пароль:
регистрация

 

ВВЕДЕНИЕ. Что такое коучинг?

Автор — Олег Александрович Самольянов, коуч, консультант, бизнес-тренер. Специализация — работа с руководителями высшего звена российских и международных компаний.

Базовый курс по коучингу. Ступень 1 (26-28 марта)

Мотивация в коучинге. Ступень 2 (23-24 апреля)

Коучинг. Подготовка к сертификации. Ступень 3

Интегрированная система стратегического планирования

Коучинг – это система, состоящая из инструментов, навыков и умений, направленных на развитие людей. Это развитие всегда происходит через общение. Таким общением может быть:

- общение тренера и спортсмена или команды,

- общение родителей и детей,

- общение в процессе обучения,

- и т.д.

Для того, чтобы немного сузить контекст и поставить перед собой в этой книге решаемые задачи, я решил не затрагивать всех вышеперечисленных аспектов, хотя коучинговые навыки и умения могут быть там применены, и с большой пользой. Тем не менее, в этой книге мы с вами ограничимся двумя ситуациями:

- общение независимого профессионала-коуча со своими клиентами,

- общение руководителя со своими подчиненными

В бизнесе эти две ситуации встречаются наиболее часто. Результатом коучингового общения является развитие, то есть решение текущих задач более эффективно, приобретение навыков решения таких задач самостоятельно, а также повышение осознанности, адаптивности и способности принимать эффективные решения. Все это, как было уже сказано выше, достигается через общение человека, применяющего коучинг и его клиента (либо «внешнего, либо «внутреннего», то есть подчиненного, сотрудника той же компании).

Каков же наиболее привычный способ действий в ситуации, когда перед клиентом стоит определенная задача, а человек, к которому он обращается, стремится помочь ему ее решить? Естественно, дать совет! Это то, что мы все умеем, и делаем почти автоматически. Представьте себе, что происходит в вашей голове, если ваш знакомый рассказывает вам о трудной ситуации, в которой он оказался. Почти наверняка вы начнете создавать в голове варианты решения и, если таковые найдутся, расскажите о них «хозяину» проблемы.

Теперь давайте зададим себе вопрос: а можно ли помочь этому человеку, не давая ему советов и рекомендаций? Проведем линию, один конец которой будет обозначать вариант, когда мы даем совет, рекомендацию или прямое распоряжение (в случае, если ваш собеседник – ваш подчиненный, и у вас есть над ним властные полномочия), а другой конец – тот тип общения, где мы попытаемся воздержаться от директивности:

 

Директивное общение


Недирективное общение

 

 

 

Если мы поставим себе задачу поддерживать разговор, не давая при этом советов и распоряжений, что нам останется делать? Часто люди чувствуют себя беспомощными в таких ситуациях. Это означает, что они сильно недооценивают две вещи: способность слушать и эмоциональный контакт. И то, и другое получается, когда человек умеет сознательно присутствовать во взаимодействии с другим человеком. Это один из аспектов искусства коучинга.

Но, согласитесь, просто слушать и сохранять контакт не всегда оказывается эффективным. Если наш клиент действительно не знает, что делать в данной ситуации и как решать поставленные перед ним задачи, то, что вы его выслушаете и, быть может, спросите: «и что же вы теперь собираетесь делать?» может оказаться для него бесполезным.

Таким образом, сохраняя условие невозможности давать человеку советы по сути его проблемы, мы снова задаем вопрос: чем мы можем ему помочь? Ответом на этот вопрос, может быть еще одна линия, на этот раз вертикальная:

 

 

Как думать и принимать решения?

 

 

 

Как решить данную проблему?

 

        То есть мы можем сфокусироваться не на том, в чем заключается проблема, а на том, как наш клиент привык думать и решать проблемы и задачи, и возможно ли сделать этот процесс более эффективным.

Таким образом, у нас может получиться следующая матрица:

 

                   общение  мышление

Директивное 

Не директивное

 

 

Суть проблемы или задачи

 

Экспертное консультирование, директивное руководство

 

 

Активное

слушание

 

Модели мышления и принятия решений

 

 

Коучинг

 

 

Развивающий

коучинг

 

Когда мы общаемся директивно и по сути проблемы, заявленной другим человеком, это и означает, что мы даем ему совет или распоряжение. Это наиболее часто встречающийся тип общения в бизнес среде, его эффективность очевидна. Однако, есть у него и минусы. Основных минусов два:

- человек, выполняющий чужой совет, не развивается и не учится

- когда у него возникнет следующая проблема, он снова придет к вам, и вам снова придется тратить на него время и энергию.

Если же мы уходим от директивности, но продолжаем концентрироваться на сути проблемы, нам ничего другого не остается, как слушать, поддерживая контакт. Иногда это оказывается очень эффективным – все мы знаем, что бывают ситуации, когда достаточно рассказать другому человеку и своих трудностях, чтобы найти решение, которое ранее от нас ускользало.

Однако, оказывается есть еще довольно широкое поле возможностей. Мы можем сохранить директивность, но применить ее не к задаче как таковой, а к процессу, через который должен пройти человек, чтобы принятое решение было максимально обдуманным, наиболее эффективным и стратегическим.[1]

И, наконец, если наш клиент обладает выдающимися способностями, мы можем помочь ему осознать свои способы мышления и принятия решений и найти способы сделать их более эффективными именно для него. Такая работа – очень глубокая, требует серьезных внутренних усилий, но и эффект от нее бывает очень и очень серьезным.

Итак, мы выяснили, что  привычный способ общения – советы и рекомендации – являет собой только 25% от всех возможностей общения! Работа в остальных частях матрицы требует особых навыков и умений от людей, называющих себя коучами. Изучению этих навыков, и тому, как их применять для вашей пользы, и посвящена эта книга.

 

 

Цитата из книги  О.А. Самольянова «Коучинг до самой сути», «Речь» 2007 год.



[1] Например, мы можем задать клиенту следующие вопросы: Какова ваша цель? Что вы имеете сейчас, какова реальность? Какие у вас есть ресурсы? Какие существуют возможности достижения вашей цели? Какая из них наилучшая? Какое решение вы готовы принять? Эти вопросы следуют известной модели GROW (GoalRealityOptionsWill (Цель – Реальность – Варианты – Действие)) и могут быть довольно эффективным способом решения проблем. Эта модель основана на здравом смысле и моделирует процесс принятия решений. Ее недостатком можно назвать некоторую абстрактность – она хороша, когда человек продумывает что-то впервые, и у него нет серьезных «слепых пятен», т.е. областей неосознанности, связанных с решением данной задачи.
Мы в своей работе с клиентами, тренингах и обучении используем модель Coach2™, созданную Майклом Р. Джеем, т.к. она предоставляет инструменты для более тонкой и глубокой работы, особенно в области развивающего коучинга. Подробно эта модель будет описана в отдельной книге «Коучинг для коучей». 
 

Базовый курс по коучингу. Ступень 1 (26-28 марта)

Мотивация в коучинге. Ступень 2 (23-24 апреля)

Коучинг. Подготовка к сертификации. Ступень 3

Интегрированная система стратегического планирования

   Подписаться на рассылку

© 2009-2017 ООО «Портал психологических услуг» +7 965 156 85 05
olga_lanberg@mail.ru